И вот я вышел из дома, освоив науку смотреть,
Я посмотрел на мой город, и город был тусклым, как смерть.
Все изменилось, пока я учился читать Имена -
Чужое небо, чужие дороги, чужая страна...
И я подбросил монету, сказав себе: "Зло и добро".
Монета весело встала три раза подряд на ребро.
И я проверил карманы - Нож, спички и карта небес,
И за подкладкой - плацкартный билет на туркестанский экспресс.
("Туркестанский экспресс" С. Калугин)
В свете того, что собираюсь писать я крепко задумался о вопросе добра и зла. И если добро мы все можем себе представить хоть как-то, то со злом, настоящим, изначальным и бескорыстным вышел затык. Много мыслей протекло в голове и вот что в конце концов вырисовалось.
читать дальше
Добро, тепло и свет.
О сущности и её отсутствии. В теологии принято сравнивать добро со светом и теплом. Свет имеет собственную сущность - фотон, тепло - энергия колебания молекул, а вот у тьмы и холода собственной сущности нет, тьма - это просто отсутствие света, холод - это просто отсутствие тепла, именно поэтому и не может быть минуса по Кельвину, что нельзя набрать еще больше холода, ибо у холода собственной сущности нет. Это используют как пример для объяснения того, что и у зла нет собственной сущности, зло - это просто отсутствие добра. И, казалось бы, всё стройно, но как изобразить ничто? Как показать мотивацию пустоты?
Художник и холст.
Внезапно у меня возникла мысль о "подложке". Не даром в умах ученых ходят мысли о темной материи и физическом вакууме. Да, видеть мы можем только фотоны, но они существуют не в нигде. Есть пространство, которое представляет собой поле, даже если колебания этого поля нулевые, при абсолютном нуле остается частица, способная колебаться. Прибегнем к другому сравнению: Бог художник, а мы внутри картины. Картина состоит не только из красок, картина - это и холст. Та самая подложка, та самая тьма, которую видно, когда нет света, тот самый холод, который чувствуется, когда нет тепла. Прежде, чем рисовать картину создается холст. Тьма вполне соотносится с пространством, физическим вакуумом, а земля с частицами, материей.
небольшое отступление:
В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною (синодальный)
В начале сотвори Бог небо и землю. Земля же бе невидима и неустроена, и тьма верху бездны. (Церковнославянский)
In the beginning God created the heaven and the earth.The earth was without form and void, and darkness was over the face of the deep. (King James)
А дальше на этом холсте начинает писаться картина. В поле и частицы попадает энергия и кванты света.
В НАЧАЛЕ СОТВОРЕНИЯ ВСЕСИЛЬНЫМ НЕБА И ЗЕМЛИ, КОГДА ЗЕМЛЯ БЫЛА ПУСТА И НЕСТРОЙНА, И ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ, А ДУХ ВСЕСИЛЬНОГО ПАРИЛ НАД ВОДОЮ, СКАЗАЛ ВСЕСИЛЬНЫЙ: "ДА БУДЕТ СВЕТ" И СТАЛ СВЕТ.
(Тора)
И так мне видится, что тьма и холод - лишь холст, на котором появятся краски. И это такая же часть творения, как и все прочие. Я бы даже сказал основополагающая. Это нельзя назвать злом, это основа мира. Наиболее подходящее здесь слово - "хтоническое", базовое, земное. Где же тогда зло?
Антихудожник.
Если говорить о христианском понимании Диавола, то о нем можно точно сказать две вещи: он противник Бога и, в то же время, сотворен вместе с остальным миром. Таким образом (продолжу прибегать к аналогии с картиной) мы видим некую силу, которая противостоит творению, но сама без него не может существовать. Она ненавидит изображение на картине, но не может без нее существовать. Отсюда желание перерисовать иначе. Стереть, или заставить других видеть только холст, игнорировать краски.
Хтоническое в человеке.
О хтоническом духе в человеке говорил наш любимый Карл Густав и мне его не переговорить, однако несомненно мы и в человеке видим структуру базовых функций, на основе которых вырисовывается картина личности. Так чего же хочет "враг человека"? Не заставить ли верить, что кроме базовых функций ни чего нет?
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.
Если на минутку представить, что человек бессмертен вне тела, то единственный способ убить это ненавистное создание - разрушить личность. Таким образом разрушение личности, сведение человека к его хтонической сущности можно было бы считать целью зла относительно человека. Для зла идеальный человек -
человек, не видящий ни чего, кроме своих базовых потребностей, из него можно слепить то, что захочешь, если нет личности, то нечему применить свободную волю, направляй его туда, куда вздумается. Зомби-апокалипсис, выходит, не такая уж выдумка. Может это образ, сгенерированный коллективным бессознательным?
Пожалуй на сегодня это всё, возможно дальше появятся и другие мысли.